В скорости реагирования экипажу вертолета нет равных
19 лет назад, в мае 2003 года, для обеспечения безопасности столицы и ее жителей с воздуха был создан Московский авиационный центр.
Сначала в авиационном центре находилось всего три вертолета — два Ка-32А и один Ми-26Т. Основной задачей учреждения в первые годы деятельности была ликвидация крупных пожаров в городе и на прилегающих территориях. Пять лет спустя в авиацентр поступили три легких вертолета ВК117С-2, на которых экипажи стали выполнять авиационно-санитарные работы по эвакуации пострадавших с мест различных происшествий. В 2015 году в авиапарк учреждения поступило еще два ВК117С-2, а с ними появились и новые задачи по транспортировке соматических больных в специализированные лечебные учреждения столицы.
«Экипажи санитарных вертолетов привлекаются для максимально быстрого оказания помощи пострадавшим в автомобильных авариях, при пожарах и других крупных происшествиях, — прокомментировал директор Московского авиацентра Кирилл Святенко. — Пилоты ВК-117С-2 участвовали в эвакуации людей при крушении «Невского экспресса» на Октябрьской железной дороге, после взрывов в метро на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры», аварии на перегоне «Славянский бульвар – Парк Победы», столкновении двух поездов под Наро-Фоминском, после пожара в торгово-развлекательном центре «РИО» и при ликвидации других чрезвычайных ситуаций. Для спасения жизни важна каждая минута — в скорости реагирования экипажу вертолета нет равных».
Сегодня в оперативном управлении Московского авиацентра находится пять многоцелевых вертолетов ВК117С-2, оснащенных современным медицинским оборудованием.
Пилоты санавиации круглосуточно эвакуируют пострадавших и соматических больных — пациентов с инфарктами и инсультами, — в лечебные учреждения города. Благодаря ежедневным полетам, с начала работы санитарной авиации с помощью вертолетов ВК117С-2 своевременную помощь медиков получили более 6750 пострадавших. В 2022 году спасены 75 человек.
За прошедшие годы пилоты приобрели большой опыт, освоили новые виды авиационных работ, современную технику, которая поступила в учреждение в 2019 — 2020 годах в рамках развития авиационно-спасательных технологий в столице. Это два многоцелевых Ка-32А11ВС в новейшей модификации с обновленной системой локации, авионики и приспособленных для полетов в самых сложных метеоусловиях.
«На один из новых Ка-32А11ВС мы установили уникальную систему горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения, которая поступила к нам этой весной в обновленном варианте, — рассказал Кирилл Святенко. — Эта система может применятся для ликвидации возгорания в жилых районах, в высотных зданиях. Благодаря подаче огнегасящей жидкости из горизонтальной «пушки» или ствола, экипаж эффективно и быстро справляется с огнем даже на большом расстоянии. А расположенный в нижней части фюзеляжа судна бак позволяет при необходимости сбрасывать более 3 тонн жидкости вертикально».
Обновленная система показала свою эффективность в ходе масштабных учений по отработке действий при ликвидации природных пожаров, прошедших в апреле на территории ТиНАО.
В настоящее время в авиацентре столицы находится пять пожарных вертолетов: четыре многофункциональных Ка-32А и один тяжеловес — Ми-26Т. Это самый большой в мире серийно выпускаемый вертолет, используемый в авиацентре для ликвидации больших площадных и природных пожаров, доставки техники и оперативных подразделений к месту происшествия, а также транспортировки многотонных грузов на внешней подвеске или внутри судна. С помощью пожарных вертолетов возможно транспортировать в труднодоступные места оборудование для восстановления электроснабжения и откачки воды из мест подтопления, специальную технику — квадроциклы и вездеходы.
Экипажами пожарных вертолетов за 19 лет было ликвидировано более 200 возгораний в Москве и регионе. Это пожары на заводе «Серп и молот», в «Вернисаже» в Измайлово, масштабные лесные пожары 2010 года, ночные — в торговом центре «Синдика», в Северном Медведково и в башне «Федерация» Московского международного делового центра «Москва-Сити».
С 2019 года вертолёты Ка-32А используются для проведения аварийных и поисково-спасательных работ. Именно на этих вертолетах к месту происшествия прибывают «воздушные спасатели» — работники службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения, которые могут десантироваться с судна беспосадочным способом.
Служба была создана в Московском авиацентре в 2019 году. В подразделении трудятся 26 высококлассных профессионалов-универсалов. Спасатели выполняют задачи по поиску людей в лесопарковых зонеах, оказывают социальную помощь, проводят аварийно-спасательные работы на месте ДТП, пожаров и чрезвычайных ситуаций, обеспечивают безопасность полетов экстренной авиации. С момента создания службы спасатели авиацентра помогли более чем 550 пострадавшим.
Постоянные тренировки на земле и в небе, участие в соревнованиях и масштабных учениях помогают специалистам подразделения поддерживать высокий уровень профессионализма и быть готовыми оперативно действовать во время любых происшествий. Специалисты участвуют в соревнованиях по проведению аварийно-спасательных работ на месте ДТП, состязаются за звание лучшее звено газодымозащитной службы, принимают участие в конкурсе «Московские мастера». Взаимодействие с подразделениями Пожарно-спасательного центра, федеральными пожарными, работниками Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах и другими городскими службами специалисты Центра отрабатывают на учениях по ликвидации последствий паводка и природных пожаров, тренировках на территории промышленных предприятий и при устранении условных происшествий на акватории Москвы-реки.
Пилоты и спасатели, инженеры и техники, оперативные дежурные и диспетчеры — более 350 представителей различных профессий, — готовы к экстренному реагированию на любое происшествие в любое время дня и ночи.