Спасти за 15 минут
9 февраля специалисты, благодаря которым возможна ежедневная работа экстренной авиации столицы, отмечают профессиональный праздник.
Московский авиационный центр был создан в 2003 году по распоряжению правительства Москвы для обеспечения безопасности жителей столицы. Всего в авиацентре столицы трудится более 350 специалистов, включая более 70 профессионалов инженерно-технической службы, 27 спасателей, 57 пилотов.
Дмитрий Брунько, командир воздушного судна второй авиационной эскадрильи признан лучшим пилотом санитарного вертолета столицы по итогам работы в 2021 году.
Отец Дмитрия проработал пилотом гражданской авиации на вертолетах более 40 лет и, продолжив лётную династию, Дмитрий после окончания Сызранского военного авиационного училища лётчиков начал свою карьеру на вертолетах Ка-26, Ка-226 и Ми-8. По совету друзей в 2018 году Дмитрий Брунько пришел в Московский авиационный центр, прошел переподготовку для полетов на вертолете ВК117С-2 и стал выполнять задачи по медико-санитарной эвакуации пострадавших.
«Работа пилота — тяжелый и ответственный труд. Но в ней присутствуют мгновения такой радости и восхищения, которые можно ощутить только в полёте, — рассказал Дмитрий. — Я очень рад, что моя любимая профессия позволяет сохранять здоровье и спасать жизни людей. Может произойти так, что ты вылетаешь с пострадавшим на борту и погода соответствует метеоусловиям, а по дороге в больницу попадаешь в снежный заряд или сильный дождь. Но ты понимаешь, что на борту вертолета человек, которому необходима срочная помощь. Помогает профес-сионализм и поддержка напарника — второго пилота».
На сегодняшний день Дмитрий Брунько имеет почти 5 000 часов налета, за плечами пилота — множество историй спасения пострадавших.
«Помню как-то раз нам поступил вызов на ДТП — столкнулись несколько машин. Пациент был в тяжёлом состоянии — счет шел на секунды. Чтобы не терять драгоценное время мы без выключения двигателя и с работающими винтами приступили к эвакуации пострадавшего и в максимально короткие сроки доставили его в больницу для дальнейшего оказания помощи. С момента получения вызова и до прибытия в лечебное учреждение прошло около 15 минут», — вспоминает Дмитрий.
Дмитрий Брунько, как и многие его коллеги, считает, что настоящий пилот никогда не останавливается на достигнутом и постоянно чему-то учится. Даже в свободное от работы время он читает книги по авиации, разбирает сложные случаи из практики других летчиков и даже хобби Дмитрия связано с любимым делом.
«Вне рабочего времени я собираю модели самолетов и вертолетов. Зимой предпочитаю кататься на горных лыжах, а летом проводить время на природе», — добавил Дмитрий.
Помимо медико-санитарных задач, экипажи авиацентра столицы выполняют вылеты для тушения сложных пожаров в Москве и соседних регионах. Для этого в учреждении есть первая авиационная эскадрилья, лучшим пилотом которой в 2021 году стал Алексей Паршиков — командир-инструктор, пилот пожарного вертолета Ка-32. Так же, как и Дмитрий, Алексей рос в семье вертолетчика, только военного. Посещение военного аэродрома стало неотъемлемой частью детства мальчика.
«Однажды меня, мальчишку, которому не было и пяти лет, посадили первый раз в кабину вертолета и дали подержаться за ручку, — вспоминает Алексей, — а потом мы поднялись в воздух. Здесь меня осенило — буду пилотом!».
В 17 лет юноша поступил в военное авиационное училище лётчиков, а чуть позже — в Военно-морскую академию имени Н. Г. Кузнецова. Более 20 лет Алексей служил в морской авиации. За годы в авиации освоил пять типов вертолетов. Узнав в 2017 году, что в Московский авиационный центр требуются опытные пилоты, отправил резюме, прошел собеседование и пополнил ряды авиации экстренного реа-гирования столицы.
«Самое сложное в нашей профессии — не летать. Я лучше 12 часов проведу в небе на тушении пожара, чем на земле», — говорит Алексей.
Алексей Паршиков участвовал в ликвидации многих крупных пожаров. Особенно пилоту запомнилось происшествие на улице Молодогвардейской.
«Случилось это в 2019 году. Загорелось 1,5 тысячи квадратных метров складского помещения. Пожару присвоили 3 ранг сложности. Для его ликвидации вылетело два экипажа авиацентра. Прибыв на место происшествия, мы поняли, что перед нами стоит непростая задача. Площадь слива была ограничена: с высоты 30 метров нужно было попасть из водосливного устройства в небольшое отверстие в крыше. Мы набирали воду из Москвы-реки в том месте, где берег имел большие перепады высоты. К тому же боковой ветер заставлял постоянно делать перерасчет траекторий слива огнегасящей жидкости. Работали два с половиной часа», — вспоминает Алексей.
Сегодня Алексей Паршиков совмещает должности пилота и инструктора, большое внимание уделяет процессу подготовки и становления молодых специалистов, передавая им приобретенный опыт и знания.
Большую часть свободного времени Алексей посвящает воспитанию детей. У пилота их четверо. Кстати, старший сын продолжил династию вертолетчиков и закончил авиационное училище.
В 2019 году в учреждении была сформирована служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения. Сегодня в специальном подразделении учреждения находится 27 специалистов-универсалов, имеющих допуски к различным видам аварийно-спасательных работ и владеющих навыками спасения людей с земли, воды и воздуха. Лучшим спасателем этого подразделения в 2021 году стал Михаэл Нестеренко.
В 2008 году Михаэл поступил в столичный учебный центр ГО и ЧС на курс профессиональной подготовки «Спасатель». В авиацентре спасатель трудится с момента создания специального спасательного подразделения.
«С тех пор я получил большое количество знаний и уникальный опыт в дан-ной сфере, — рассказал Михаэл. — Участвовал в ликвидации последствий ДТП, оказывал социальную помощь людям».
Работа с вертолетами, на высоте, дается спасателю легко, ведь за свою многолетнюю практику Михаэл не раз участвовал в различных проектах в качестве промышленного альпиниста.
«Так сложилось, что за годы работы в спасательной службе я не раз выполнял работы на высоте, хорошо освоил необходимые для этого навыки, стал инструктором и сейчас передаю свои знания и опыт молодым специалистам учреждения», — отметил спасатель.
По словам Михаэля, во время дежурства он часто выезжает на социальные вызовы, когда необходимо оказать помощь пожилым людям — поднять их с пола на кровать, вызвать бригаду врачей и помочь транспортировать пациента в автомобиль «скорой помощи», вскрыть дверь квартиры при угрозе жизни и здоровью людей.
«Мы выехали по звонку соцработника, который приехал проведать своего пожилого подопечного, а тот не открывал дверь, — вспоминает Михаэл. – Заявитель заверил, что дедушка должен быть внутри и, видимо, с ним что-то случилось. В таких случаях мы можем вскрыть дверь только в присутствии полиции. Их на месте ещё не было, а с хозяином в любой момент могло случиться непоправимое. Спасло то, что квартира находилась на третьем этаже — в этом случае мы имеем право воспользоваться лестницей, заглянуть в окна и убедиться, есть ли там пострадавшие. Так мы и сделали. Поднялись и обнаружили за стеклом лежащего на полу пожилого мужчину, после чего приняли решение проникнуть в квартиру для оказания помощи. В этот момент приехали медики и помогли пострадавшему — у него предположительно произошел инсульт».
По словам Нестеренко, долг любого спасателя — не терять самообладание в экстренной ситуации, а все силы и ресурсы направить на спасение жизней.
Нередко спасатели помогают и братьям нашим меньшим. Чтобы спасти животное, приходится не только применять профессиональные навыки, но и проявлять смекалку.
«В ноябре прошлого года поступил звонок из Южного Бутово. Когда прибыли на место, заявительница показала нам пруд, посреди которого замерзал селезень. Птица не двигалась. Я надел гидрокостюм, в качестве страховки к поясу пристегнули канат, за который меня держали коллеги. Лед на пруду оказался слабый и, пройдя несколько метров, я провалился в холодную воду. Я попробовал еще раз, но лёд передо мною ломался. Более того, селезень неожиданно встал на ноги и стал пятиться от нас. Он не примерз ко льду, как мы думали, а просто сильно ослаб. Оставлять его в таком состоянии было нельзя, поэтому после неудачной попытки добраться до птицы, мы растянули вдоль берега веревку, взяли ее за концы и стали двигаться, задавая направление птице и ведя ее к месту, где стоял наш коллега. Результат не заставил себя ждать. Когда селезень оказался у нас в руках, мы осмотрели его и, не найдя повреждений, отдали заявительнице для передачи орнитологам», — рассказал Михаэл.
Сегодня в оперативном управлении Московского авиацентра находится 11 вертолетов — пожарные и санитарные, которые круглосуточно готовы вылететь на место происшествия, а также 26 вертолетных площадок, 11 из которых подготовлены для использования в ночное время суток. На территории города дежурит спасательная служба авиацентра столицы, работники которой могут прибыть на место происшествия для оказания помощи людям как на автомобиле, так и на вертолете.